Колесо путешествий
Ссылка






Новый город - творение Карла IV


Нове Место (Новый Город) – достаточно условный район чешской столицы, не имеющий четко обозначенных границ во времени и пространстве. Достаточно сказать, что эпитет «новый» не слишком подходит для поселения, заложенного в 1348 году, чтобы объединить Вышеград и Старе Место.
Просторный, с широкими проспектами и обширными площадями, спроектированный с размахом и необычайным урбанистическим чутьем Новый город, является «детищем» императора Карла IV. Узкие, кривые улочки и плотная застройка XIV столетия Старого места и Малой страны не отвечали потребностям быстро растущего города. Нужен был Новый город, достойный своей роли — столицы Священной Римской империи. Возник он в 1348 году к югу от Старого места и был окружен оборонительной стеной, длина которой превышала 4 км. Урбанистический план Нового города осуществлялся на трех больших площадях, две из которых - Вацлавская площадь и Карлова площадь - существуют и по сей день почти в неизменном виде. Период процветания, к сожалению, быстро закончился, и постепенно Новый город стал одним из беднейших районов Праги. Тяжелые условия существования порождали, в свою очередь, радикальные общественные и религиозные течения, поэтому неудивительно, что отсюда взяло начало движение гуситов. В конце концов, в 1784 году Новый город утратил свою независимость и вошел, наряду с другими историческими городами, в состав объединенной Праги в качестве одного из ее районов. Лишь в XIX веке городские власти приняли решение о перестройке трущоб, и именно к этому периоду относится большая часть построек, главным образом домов богатых купцов и административных зданий в стиле модерн. От более старой застройки сохранились малочисленные, главным образом, религиозные объекты.

Новый город, с одной стороны, является пафосным и серьезным местом — здесь на протяжении веков разыгрывались важнейшие для истории страны события и здесь расположены объекты, являющиеся предметом гордости чехов: Национальный музей и Национальный театр. С другой стороны, именно в Новом городе мы можем пройтись по следам героев повести Ярослава Гашека, попить отменного пива в закусочной, увидеть танцующий дом, построенный по проекту Фрэнка Гери, и посетить музей Альфонса Мухи, произведения которого весьма далеки от благообразия, или же отдаться шопингу в элегантных магазинах.

Хотя Новый город не столь выразителен, как Мала страна или Старое место, здесь можно найти несколько интересных мест и объектов. К ним, несомненно, относятся две уже упоминавшиеся площади: Вацлавская и Карлова. Первая является, в общем-то, прекрасным бульваром. В XIV веке она была окружена домами ремесленников и служила конским рынком. Перестройка, произошедшая здесь в XIX веке, абсолютно изменила ее облик. В великолепных домах периода модерна располагаются отели, банки, рестораны и элегантные магазины. Стоит обратить внимание на дворец Коруна и украшенный позолоченными фигурами фасад отеля «Европа».

Достопримечательности

Национальный театр
Гордость Праги и всей Чехии, Национальный театр расположился на набережной реки Влтавы, украшая город своей красой и величием. Это не просто театр, это символ чешского возрождения, возведенный на народные пожертвования и ознаменовавший начало развития чешского драматического и музыкального искусства. Здесь играют свои партии лучшие чешские актеры, а премьеры посещают самые влиятельные люди страны.
Главное здание Национального музея
В верхней части площади стоит здание, которым пражцы особенно гордятся. В прикрытом стеклянным куполом здании, построенном в конце XIX века, расположился Национальный музей. Перед ним в 1912 году поставлен конный памятник Св. Вацлаву, покровителю Чехии в окружении иных святых: Агнешки (Агнессы), Людмилы, Прокопа и Войтеха.
Национальный музей — старейшее музейное учреждение Чехии — был основан в начале XIX века, но долгое время не имел собственного здания. Лишь в 1876 году по предложению Франтишека Ригера городской совет выделил под его строительство очень дорогой и удобно расположенный участок в верхней части Вацлавской площади. В ответ на объявление о проведении публичного конкурса на лучший предварительный эскиз здания музея в 1883 году было подано 27 заявок. Победителем стал проект под девизом «За родину». Его автор — Йозеф Шульц — был назначен руководителем строительства, которое планировалось завершить за 4 года. Однако работы заняли значительно больше времени, и здание было готово только в 1891 году. Следующее десятилетие ушло на художественное оформление и создание интерьеров. Сегодня его называют Главное здание Национального музея.
После ста с лишним лет эксплуатации, в течение которых облик и внутреннее убранство здания претерпели относительно незначительные изменения (в первую очередь расширение внутреннего пространства и реконструкция фасада), в 2011 году оно закрылось на капитальную реконструкцию и должно вновь открыть свои двери в 2018 году, когда Национальный музей будет праздновать 200-летие с момента основания.
Монументальное главное здание Национального музея в стиле неоренессанса является безусловной доминантой Вацлавской площади. Длина его фасада составляет 104 метра, высота от основания фонтана до вершины купола — 70 метров. После окончания строительства в нём разместились 39 выставочных залов при общем числе помещений, равном 235.
Помимо монументальности, здание примечательно разнообразием натурального камня, привезённого для его строительства из разных уголков Чехии и из-за границы. Например, горжицкий песчаник, ставший одним из основных строительных материалов, был использован для создания многочисленных скульптур, а также трёхступенчатого полукруглого фонтана на площадке перед музеем. Над фонтаном восседает Богемия (воплощение чешской нации), рядом с которой расположены полулежащие аллегорические фигуры Эльбы и Влтавы. По сторонам от них сидят девушка с колосьями, символизирующая Моравию, и юноша с ткацким челноком, символизирующий Силезию. Автором скульптур является Антонин Вагнер.
Две статуи работы Йозефа Маудера по сторонам от центрального входа известны как «История и литература» и «Естественные науки». Скульптурные группы «Самоотверженность», «Восторг», «Любовь к правде» и «Любовь к прошлому» на угловых колоннах созданы выдающимся чешским мастером Богуславом Шнирхом. Также фасад украшают рельефные изображения «Основание Збраславского монастыря», «Основание Карлова университета», «Эпоха Рудольфа II» и другие.
Из других достопримечательностей главного здания Национального музея необходимо отметить так называемые «72 имени чешской истории», то есть имена семидесяти двух выдающихся личностей, неразрывно связанных с историей Чехии, имена которых золотыми буквами выгравированы на фасаде под окнами.
Главными украшениями просторного холла служат 20 тосканских колонн тёмно-красного цвета и бронзовые изваяния баварского скульптора Людвига Шванталера. Величественная лестница, при проектировке которой Шульц руководствовался устройством величайших музеев мира, часто служит для проведения концертов и банкетов и, бесспорно, является самой известной мраморной лестницей чешской столицы. Стены прилегающих коридоров украшены изображениями 16 чешских замков и достопримечательностей. По лестнице можно попасть в Пантеон — центральный парадный зал под огромным стеклянным куполом, поражающий разноцветным мраморным полом площадью 420 м?. Здесь находятся статуи и бюсты личностей, внёсших исключительный вклад в расцвет культуры и науки на чешских землях. Пространство под куполом занимают грандиозные картины, на которых запечатлены ключевые моменты истории страны, а также аллегорические изображения Науки, Прогресса, Искусства и Вдохновения кисти Войтеха Гинайса.
Дом Фауста
Дом Фауста, также известный как Младотовский дворец — красивый особняк в стиле барокко на Карловой площади. Уже многие столетия овеян таинственными преданиями, которые связывают его и его обитателей с нечистой силой. Именно по этой причине дом и получил своё название, хотя сам доктор Иоганн Фауст (1481 – 1540), астролог и чёрнокнижник, никогда в нём не жил.
На месте Дом Фауста, Праганынешнего Дома Фауста когда-то находилось языческое капище. Позднее здесь пролегала важная дорога, соединявшая Пражский Град с Вышеградом, по которой проходили и коронационные процессии. В исторических документах дом впервые упоминается в 1378 году как владение Яна I Рациборжского. Изначально выстроенный в готическом стиле, в XVII веке он был реконструирован по образцу ренессансных дворцов. В XVIII веке его ждали ещё две перестройки, на сей раз в стиле барокко. Свой нынешний вид здание приобрело около 1820 года. Сегодня здесь находится самая большая общественная аптека Праги, а также многочисленные кабинеты Всеобщей университетской больницы.
Связь дома с именем Фауста и окружающие его мистические истории объясняются тем, что в нём в разные эпохи жило сразу несколько весьма загадочных персон, занимавшихся алхимией и ставивших дивные естественнонаучные опыты.
Первым Дом Фауста, Прагавладельцем, живо интересовавшимся алхимией, был уже упомянутый Ян I Рациборжский, который, однако, был лишен дома во время гуситских войн из-за того, что примкнул к католической стороне.
Огромный вклад в сложившуюся позже легенду о Фаусте внёс поселившийся во дворце придворный алхимик императора Рудольфа II Эдвард Келли (1555 – 1597), при котором здесь несколько раз вспыхивали пожары. Долгое время он с успехом убеждал императора и его свиту в том, что умеет превращать неблагородные металлы в золото, однако в конечном итоге всё же впал в немилость, был заточён в замке Гневин и разбился, выпав из окна при неудачной попытке бегства. Окружавший Келли ореол тайны усиливался благодаря его сотрудничеству с Джоном Ди, известным английским учёным и астрологом.
После Эдварда Келли хозяином Дом Фауста, Прагадома был астролог Ян Круцинек со своими двумя сыновьями, младший из которых якобы убил старшего из-за найденного в доме клада. Въехавший в него в XVIII веке Фердинанд Младота, а позднее и его сын были страстно увлечены физикой и химией и проводили здесь многочисленные научные опыты. Они установили в доме несколько устройств, изготовленных на основе принципов оптики, электричества и магнетизма. Например, фигуры, движущиеся за счёт пружинного механизма, или автоматически открывающуюся дверь, ручка которой могла ударить током в момент прикосновения. Подобные необъяснимые эффекты приводили посетителей в изумление и трепет, создавая почву для будущих легенд.
Именно в период Дом Фауста, Праганахождения дворца в собственности семьи Младот в разговорах о доме начали упоминать имя Фауста. Причиной этого был расцвет романтизма и связанное с ним массовое увлечение европейцев, в том числе и пражан, всем сверхъестественным и загадочным. В память о них дом ещё называют Младотовский дворец.
В XIX веке в доме проживал эксцентричный Карл Ениг. Он исписал стены похоронными текстами, сам спал в деревянном гробу, а во дворе установил полностью функционирующую виселицу. В своём завещании Карл Ениг указал, чтобы его уложили в гроб лицом вниз.
Согласно легендам, дом Фауста подземным коридором соединён с Новоместской ратушей. Немало слухов ходило и о дыре в крыше, через которую чёрт уносил с собой заключавших с ним сделки хозяев — считается, что за историю дома таковые появлялись даже не раз. Последняя, правда, возникла по вполне прозаической причине — в здание попала неразорвавшаяся американская бомба.
В угловом эркере дома Фауста при реконструкции были найдены ценные настенные картины, а в потолке над лестницей действительно обнаружили отверстие, достаточно большое, чтобы вытянуть через него взрослого мужчину. Из других находок стоит упомянуть красивый расписной потолок, замурованные в стене детские ботиночки и скелеты кошек.
Естественно, дом с такой историей и аурой привлекал к себе внимание людей искусства. Художники изображали его на своих полотнах, писатели, например, Алоиз Йирасек и Ян Коллар отражали и обогащали в своём творчестве легенды о мистическом дворце, а в 1959 году по их мотивам был снят фильм с характерным названием «Где чёрту не под силу», в котором также фигурирует знаменитое здание на Карловой площади.
Костёл святого Игнатия
Костёл святого Игнатия — церковь Ордена иезуитов, построена в конце XVII века. Она посвящена основателю ордена Игнатию де Лойоле и построена по образцу церкви Иль-Джезу в Риме, которая являлась каноном для иезуитских храмов по всей Европе. Фасад костёла украшает скульптура святого покровителя. Одна из особенностей этой скульптуры – золотой ореол, окружающий всё тело Игнатия. Согласно церковному праву, золотым ореолом могло быть окружено только тело Иисуса Христа и Девы Марии. Считалось возмутительным нарушение этого правила, но позиции иезуитов в то время были так сильны, что они могли себе позволить такое отступление. Спор разрешили в Ватикане, постановив, что ореол можно оставить.
Православный храм святых Кирилла и Мефодия
Православный храм святых Кирилла и Мефодия — культовое место для всех чехов и словаков. Здесь находится Национальный мемориал памяти героев террора Гейдриха. Гейнхард Гейдрих — рейхспротектор Богемии и Моравии, убитый в Праге в 1942 специальной диверсионной группой, состоявшей из чехов и словаков (отряд готовился в Англии агентами Ми-6, а затем был десантирован в предместье Праги). После покушения на Гейдриха фашисты быстро вышли на «народных мстителей». Завязались бои. Последним рубежом сопротивления был именно Православный храм святых Кирилла и Мефодия. Здесь у немногих, Национальный мемориал памяти героев террора Гейдрихаоставшихся в живых, закончились патроны, и они покончили с собой. Сейчас на стене храма Национальный мемориал памяти героев террора Гейдрихависит Мемориальная доска с барельефом военного с парашютным снаряжением и священника, который укрывал группу. Под ними находится амбразура, из которой вёлся огонь; следы от выстрелов сохранили для истории. В подвале храма находится продолжение Мемориала.
Танцующий дом
Танцующий дом, также известный как «Джинжер и Фред» (Ginger and Fred) — уникальная достопримечательность Праги, олицетворяющая танцующих мужчину и женщину. Является одним из главных символов современной архитектуры города. Для туристов дом интересен только своим экстравагантным внешним видом — внутри находятся обычные офисы и несколько кафе.
Дом спроектирован и назван в честь знаменитой танцевальной пары Джинджер Роджерс и Фред Астер, полностью перевернувшей жанр музыкальной комедии в кино 30–40-х годах XX века. Таким способом жители Праги увековечили память о великом актёре Астере, отец которого был родом из Чехии.
В начале 90-х годов идея строительства оригинального по форме дома пришла к архитектору Владо Милуничу, который поделился ею со своим другом, будущим президентом Вацлавом Гавелом. Уже в первых набросках Милунич запланировал, чтобы здание немного нависало над перекрёстком, что должно было символизировать медленное движение чехословацкого общества и рост гражданского самосознания в борьбе против тоталитарного режима. Для этого задняя часть дома выполнена в статическом состоянии, а передняя — в динамике, олицетворяя движение вперёд.
Инвестором строительства выступила страхования компания Nationale Nederlanden Praha Real Estate. В 1992 году она купила земельный участок для постройки будущего Танцующего дома, который первоначально получил название Национальный Нидерландский Дом, так как чешская компания являлась дочерним филиалом нидерландской Nationale Nederlanden, сегодня известной как ING Group. В начале сентября 1994 года был заложен первый камень нового здания, а уже 20 июля 1996 года его сдали в эксплуатацию. Генеральным проектировщиком выступила компания ATIPA, главным поставщиком материалов — бельгийская компания BESIX.
Конструкция сооружения базируется на железобетонной плите, которую поддерживают буронабивные сваи. На плите закреплены 99 фасадных панелей. Дом состоит из двух зданий «Джинжер» и «Фред», которые по форме напоминают танцующую пару. На крыше 9-этажного Фреда установлена куполообразная конструкция из нержавеющей стали — Голова медузы. Большинство комнат в этом здании, которое слегка нависает над улицей, являются несимметричными, а стены — наклонными.
Шесть этажей Танцующий дом в ПрагеТанцующего дома занимают офисные помещения общей площадью 2965 м?, а на верхнем этаже находится ресторан (679 м?). В подвале раньше был расположен конференц-центр (400 м?), однако в последствии он был также переоборудован под офисы. Сегодня первый этаж полностью открыт для посетителей. Главный вход находится со стороны набережной.
Архитектор Танцующий дом в ПрагеМилунич спустя годы сожалел о том, что не удалось настоять на первоначально предложенной форме Фреда — более красивой и высокой. Также его проект предусматривал не куполообразную конструкцию из стали, а стеклянный купол в форме земного шара, который должен был гармонировать с земным шаром, расположенным на соседнем доме. Медуза, по его мнению, наклонена под неправильным углом и с перекрёстка выглядит не как шар, а как что-то странно плоское. Недостатками здания Милунич считает, например, вид на его макушку с Палацкого моста и в некоторой мере вид сверху, со стороны Карловой площади.
В конце 2013 года здание за 13,5 миллионов евро купила компания PSN, владельцем которой является магнат в сфере недвижимости Вацлав Скала. Он продолжает сдавать офисы в аренду в коммерческих целях. Главными арендаторами являются компании CBRE Global Investors и Accenture.
Процесс Танцующий дом в Праге ночьюстроительства вызвал целый ряд общественных дебатов. Многие воспринимали строещееся здание как современную архитектуру, которая способна навредить облику старой Праги, аргументируя это тем, что современные сооружения не вписываются в исторический центр и нарушают общую панораму города.
Сегодня Танцующий дом олицетворяет первое постсоциалистическое строительство совместно со всемирно известными архитекторами. Он является одним из символов города и настоящим магнитом для туристов. В некоторой степени дом стал иконой девяностых годов, дал начало новой эре в архитектуре. Для гостей чешской столицы он является одной из главных достопримечательностей Праги, не менее известной чем Карлов мост или Собор святого Вита.
В 1996 году читатели журнала Time присудили зданию приз в номинации Design Award. Йозеф Штулц, глава Национального института наследия, в одном из интервью сказал, что был бы рад, если бы удалось присвоить сооружению статус памятника архитектуры. Национальный банк Чехии изображает Танцующий дом на монетах цикла «Десять столетий архитектуры».

Copyright © 2017
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна