Колесо путешествий
Ссылка






Британские музеи


Количество лондонских музеев, а также богатство и разнообразие их коллекций ошеломляют. Невозможно увидеть их все, однако в Лондоне есть несколько музеев мирового уровня, которые обязательно должны войти в программу осмотра города.

Национальная галерея

В первую очередь, это Национальная галерея, содержащая одну из лучших в мире коллекций европейской живописи XIII—XIX веков. Национальная галерея находится на пятом месте в мире по посещаемости среди музеев. Находится галерея на северной стороне Трафальгарской площади в Лондоне. Основой ее послужили 38 картин, которые приобрел финансист Джон Джулиус Ангерстайн и в 1824 году выставил на публичное обозрение. С того времени коллекция неустанно пополнялась.
Прогулка по залам Национальной галереи в Лондоне чем-то напоминает путешествие сквозь время, так как все картины в галерее расположены в хронологическом порядке. Так что, переходя из зала в зал, разглядывая полотна, висящие на стенах, вы сможете ненадолго заглянуть в давно ушедшие века.
Было выделено (хотя и не без давления со стороны короля Георга IV) 57 000 фунтов стерлингов на приобретение коллекции картин у наследников банкира Джона Джулиуса Ангерштейна. Он, кстати, родился в Санкт-Петербурге в 1735 в немецкой семье, обосновавшейся в России. В Англию переселился примерно в 1749. Там разбогател, близко сошелся с выдающимися людьми (в том числе с королем Георгом III и адмиралом Г. Нельсоном), подружился со многими английскими художниками, собрал великолепную коллекцию картин старых мастеров. Приобретенные государством полотна сначала хранились в его доме на Пэлл - Мэлл, причем уже тогда они были доступны для посетителей.
Конечно, здание частного дома, пусть даже очень богатого хозяина, не могло сравниться с королевскими дворцами, в которых в Европе размещались художественные галереи. К тому же сразу несколько серьезных коллекционеров заявили о том, что готовы передать в дар новому музею свои собрания, но только в том случае, если для галереи будет построено подходящее помещение. Так, в 1831 парламент решился на строительство здания Национальной галереи на Трафальгарской площади. Неплохо, что строить пришлось на месте бывшей конюшни короля: архитектор Уильям Уилкинс использовал многие достоинства этого сооружения и даже сохранил восемь колонн старой конюшни, чтобы украсить ими новое здание Национальной галереи. Другая знаменитая галерея - Дрезденская - тоже размещалась в перестроенных конюшнях.
В 1836 был издан первый двухтомный каталог всех 114 картин, хранившихся на тот момент в Галерее, с подробным описанием каждой. Первым директором музея стал художник, знаток искусства Чарльз Истлейк, выдающаяся личность в художественной жизни викторианской Англии. Ежегодно вместе с помощниками он отправлялся на европейский континент, объезжал старинные дворцы, церкви и монастыри, посещал известных коллекционеров, разыскивая непревзойденные полотна. Истлейк оставался директором Национальной галереи до конца своей жизни. 3а 10 лет его руководства она пополнилась 139 шедеврами старых мастеров, например картинами Уччелло «Битва при Сан-Романо» и Джованни Беллини «Мадонна луговая».
Также фонды музея расширялись за счет даров состоятельных меценатов. Со временем помещение стало тесным для увеличившейся коллекции. Последовал ряд перестроек и расширений здания: в 1870, 1887, 1911 , в конце 1920-х - начале 1930-х. В 1991 на пожертвования владельца сети супермаркетов «Сейнсбери», известного коллекционера Саймона Сейнсбери, и его братьев было сооружено крыло, получившее название «Крыло Сейнсбери.
Первоначальный архитектурный проект подвергся суровой критике: принц Чарльз назвал его «чудовищным фурункулом на лице возлюбленной» (принцы вообще склонны выражаться образно). Проект был отвергнут. Для создания нового варианта пригласили видного архитектора Роберта Вентури, которому пришлось учесть критику. Его проект сочли банальным.
Тем не менее, церемонию торжественного открытия этого крыла провела лично королева Елизавета II. По такому случаю была организована выставка «Картины королевы», на которой было представлено 100 полотен из королевской коллекции, самого крупного в мире частного собрания живописи: шедевры Гольбейна, Рубенса, Вермеера, Ван Дейка и многих других (вот и вклад королевского семейства в дело развития искусств).
Произведения 1250 - 1500-х годов мы найдем в крыле Сейнсбери. Один из старейших шедевров здесь - картина Джотто «Троица» XIV века. Всеобщее восхищение вызывает произведение Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». В западном крыле мы увидим творения XVI века - картины Тициана («Бахус и Ариадна»), Микеланджело («Положение во гроб»), Корреджо («Школа любви»). Живопись XVII века размещена в залах северного крыла. Здесь есть королевские портреты Диего Веласкеса, работы Рембрандта («Автопортрет в возрасте 34 лет») и Рубенса («Аллегория войны и мира», «Самсон и Далила»).
Произведения XVIII и XIX веков мы найдем в восточном крыле. Здесь преобладает британская живопись: Томас Гейнсборо, Уильям Тернер или Джошуа Рейнолдс, но, помимо этого, мы можем полюбоваться портретами Гойи и полотнами импрессионистов: Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара или Винсента ван Гога.
В настоящее время в Национальной галерее хранится около 2З00 произведений живописи разных эпох и стран. После завершения строительства крыла Сейнсбери общая площадь Галереи составила 46 З96 квадратных метров, что равно примерно шести футбольным полям. Англичане утверждают, что в ее здании могло бы разместиться 2000 лондонских двухэтажных автобусов. Надеемся, никому не придет в голову доказывать это эмпирическим путем.

Британский музей

Самый старый музей в мире — Британский музей. Находится в районе Блумсбери, Лондон.Он был основан в 1753 году как собрание 80 тысяч экспонатов, принадлежавших Гансу Слоану, врачу и коллекционеру. С того времени собрание музея непомерно разрослось благодаря поступлениям и дарам со всего мира.Постоянная коллекция Британского музея содержит более 13 млн. экспонатов, является одной из крупнейших и наиболее ценных в мире. В фондах музея хранятся предметы со всех континентов, охватывающие всю истории человечества — от палеолита до наших дней. Мы можем увидеть здесь коллекции античного искусства Греции и Рима. Найдем и знаменитые мраморы Элгина — относящиеся к V веку до н.э. рельефы Парфенона, о возвращении которых безуспешно напоминает греческое правительство, барельефы и фризы из Мавзолея в Галикарнасе и восхитительную Портландскую вазу из белого и синего стекла. Азиатская экспозиция привлекает собранием китайского фарфора и бронзовых изделий эпохи Шань, а также коллекцией сакральных скульптур из Индии. Среди сотен экспонатов внимание, однако, стоит обратить на барельефы из буддистского храма Амаравати, представляющие сцены из жизни Будды. Египетские экспонаты мы осмотрим в залах, расположенных к западу от Большого двора. Здесь мы можем увидеть огромную статую Рамзеса II, мумии, украшения и коптские памятники, а также знаменитый «Розеттский камень», благодаря которому Жан-Франсуа Шампольон расшифровал египетские иероглифы.
Предметы из коллекций Британского музея размещаются в 100 галереях. В большинстве из них экспонаты подобраны по территориально-хронологическому принципу, но есть и тематические выставки, а также коллекция, подаренная музею бароном Фердинандом де Ротшильдом, экспонаты которой выставляются в отдельной галерее согласно воле дарителя. В музее также регулярно проходят гостевые выставки, осмотр которых является платным, в отличие от постоянных экспозиций музея. Все фонды музея организованы в несколько отделов.
Отдел Древнего Египта и Судана
В музее хранится крупнейшая и наиболее всесторонняя коллекция египетских древностей после собрания Египетского музея в Каире. Охватывая временной промежуток от X тысячителия до н. э. до XII века н. э. и все стороны жизни Египетской цивилизации, коллекция Британского музея является важнейшим мировым центром египтологии.
Начало египетскому отделу музея было положено ещё при его основании — в коллекции Слоана было 160 предметов из Египта. После поражения Наполеона в Египте (1801 год) ценности, собранные французами во время их египетской кампании (в их числе знаменитый Розеттский камень) были захвачены британской армией и вскоре пополнили фонды музея. До конца XIX века коллекция отдела пополнялась в основном за счёт покупок, но после начала работы Фонда исследования Египта в фонды отдела рекой потекли предметы, обнаруженные во время раскопок. В 1924 году они состояли уже из 57 тысяч экспонатов. В течении практически всего XX века пока в Египте не было принято законодательство, запрещающее вывоз археологических находок, коллекция расширялась. Сегодня в ней около 110 тысяч предметов.
Семь постоянных египетских галерей, включая крупнейшую галерею №4, могут вместить для показа только 4% предметов коллекции. На галереях второго этажа выставляется собрание из 140 мумий и гробов, крупнейшее в мире после каирского. Это одна из наиболее популярных экспозиций музея. К ценнейшим экспонатам коллекции относятся:
- Розеттский камень (196 г. до н. э.) — стела с текстом указа царя Птолемея V. Огромная историческая ценность камня состоит в том, что текст указа высечен в трех вариантах: древнеегипетскими иероглифами, демотическим письмом (египетская скоропись) и на древнегреческом языке. Это дало ключ к расшифровке древнеегипетской иероглифики;
- «Палетка со сражением» (другие названия — «Палетка с грифами», «Палетка с жирафами», «Палетка со львами») — каменные пластинки (конец IV тыс. до н. э.), содержащие древнейшие известные изображения военных действий, а также пиктограммы, считающиеся предшественниками иероглифов;
- бюст фараона Рамзеса II (около 1250 года до н. э.);
- скульптурные изображения фараона Аменхотепа III — огромные известняковый бюст, статуя и отдельно голова из красного гранита (ок. 1350 г. до н. э.);
- царский список из Храма Рамзеса II (около 1250 года до н. э.);
- гранитная статуя Сенусерта III (около 1850 года до н. э.);
- Мумия Клеопатры из Фив (100 год н. э.);
- Амарнский архив (или Амарнская переписка) — 95 из 382 глиняных табличек, содержащих записанную клинописью дипломатическую переписку между фараонами и их представителями в Палестине и Сирии (около 1350 года до н. э.). Ценнейший источник по истории Ближнего Востока;
- обелиск фараона Нектанебо II (360-343 годы до н. э.);
- кошка Гайера-Андерсона (VII-IV века до н. э.) — бронзовая скульптура богини Бастет в образе кошки. Экспонат назван в честь дарителя.
Отдел Греции и Рима
Британский музей хранит одну из крупнейших в мире коллекций греческих и римских древностей (более 100 тысяч предметов), охватывающих период от начала бронзового века в Греции (около 3200 год до н. э.) до правления римского императора Константина I (начало IV века н. э.).
Собрание древнегреческих артефактов охватывает также кикладскую, минойскую и микенскую культуры. Наиболее ценными экспонатами являются скульптуры из храма Парфенон в Афинах и детали двух чудес света — Мавзолея в Галикарнасе и Храма Артемиды Эфесской. Отдел является местом хранения одной из важнейших коллекций италийского и этрусского искусства. К другим наиболее ценным экспонатам отдела относятся:
- предметы из афинского Акрополя (скульптуры и фризы из храма Парфенон, одна из уцелевших кариатид (женских фигур) и колонна из храма Эрехтейон, фризы из храма Ники Аптерос);
- скульптуры из храма Аполлона Эпикурейского в Бассах — 23 детали фриза храма;
- детали Мавзолея в Галикарнасе (две огромные фигуры, изображающие, предположительно, царя Мавзола и его жену Артемисию;
- часть скульптуры лошади из колесницы, увенчивающей Мавзолей;
- фриз с изображением сцен амазономахии — войны греков и амазонок;
- брошь из Браганцы — золотое украшение-фибула (III в. до н. э.);
- терракотовый саркофаг этрусской аристократки Сеянции Ханунии Тлеснасы (II век до н. э.);
- гладиус из Майнца — римский меч и ножны (начало I века н. э.)

Музеей Виктории и Альберта

А в Музее Виктории и Альберта нас ждут совершенно особые вещи. Там размещается коллекция, состоящая из картин, мебели, одежды, фарфора, художественных фотографий. Во всем мире таких объемных собраний единицы – сегодня в его экспозиции более 6,5 миллиона экспонатов. Это крупнейшее в мире собрание произведений декоративного искусства насчитывает 4,5 млн экспонатов начиная с раннехристианских времен и по сей день. Музей был основан в 1852 году как Музей ремесел, а современное название дала ему королева Виктория, чтобы увековечить память принца Альберта.Вдохновить супруга королевы на создание постоянно действующего музея помогли результаты Всемирной выставки 1851 года. Это грандиозное мероприятие пользовалось огромным успехом и принесло немалую прибыль – 186 тысяч фунтов. Эти средства были переданы принцу, и он решил использовать их на создание музея в Южном Кенсингтоне. Точнее даже не одного музея, а целого комплекса, который расположился бы в этом районе Лондона. Альберт называл его «университетским городком» и хотел, чтобы там разместился индустриально-технический музей, художественный музей, музей науки, концертные залы и колледжи. К слову, эта часть города в наше время часто называется Альбертополис, хотя это название не является официальным.
К планированию музейного комплекса еще в 1851 году Альберт привлек Генри Коула, который стал первым директором музея. Под его руководством появился Промышленный музей, основу экспозиции которого составили оставшиеся после Всемирной выставки экспонаты. Они должны были прививать «вкус к изящным предметам обихода» широкой публике. Прошло буквально несколько месяцев и название музея сменилось – теперь это был Музей декоративного искусства. Вскоре музею стало тесно в занимаемых стенах, и в 1857 году он переехал в новое здание, в котором музей расположен и сегодня.
Экспозиция музея постоянно росла, и уже к концу XIX века было необходимо опять искать новые помещения. Строительство нового вместительного здания было начато в 1899 году. Спустя 10 лет оно было завершено и открыло свои двери посетителям.
Вторая Мировая война оставила на здании музея следы – вы можете увидеть памятную надпись и выбоины, которые остались после одной из бомбежек. К счастью, музей пережил суровые годы и сумел сохранить свою экспозицию.
Коллекция музея продолжала расти и в ХХ веке. Новое крыло появилось в 1982 году, там была размещена коллекция рисунков, гравюр и фотографий. В наше время музей включает в себя главный комплекс и 5 лондонских филиалов.
Для осмотра музея понадобится преодолеть 6 уровней, образующих 11-километровый маршрут.
Само здание музея имеет архитектурную ценность. Захватывает дух от дизайна его внутренних интерьеров и фасада, многие из элементов которого выполнены в викторианском стиле. Музей украшают росписи, мозаики и фрески, выполненные в стиле известных мастеров Средневековья и Ренессанса. Некоторые из галерей были украшены в современном стиле, некоторые – в восточном.
Но самую большую ценность имеют экспонаты музея. Сегодня они расположены на 145 галереях, и описать все интересное даже вкратце очень сложно. Все галереи относятся к одному из четырех отделений музея – 1) Азия; 2) мебель, текстиль и мода; 3) скульптура, металл, керамика и стекло; 4) слово и изображение. Главные департаменты музея в свою очередь разделяются на 16 выставочных зон.
Некоторые галереи вмещают отдельные объекты одного направления (изделия из серебра, текстиль и т.д.), другие – собрания разных направлений, относящиеся к одному периоду (Средневековье, Ренессанс и т.д.).

Музей естествознания

Совсем иная атмосфера царит в Музее естествознания, коллекция которого насчитывает 70 млн образцов и около миллиона книг и рукописей. Музей естествознания входит в тройку самых крупных музеев Лондона. Экспозиция всесторонне представляет образование Земли, а также эволюцию и возникновение форм жизни. Среди бесконечных коллекций нас ждут, например, 26-метровый скелет диплодока и пробы камней с Луны.
Основой экспозиции музея послужила замечательная коллекция британского медика и натуралиста Ганса Слоуна, включавшая гербарий различных видов растений, а также собрание скелетов животных и человека.
В 1850 году профессор Р.Оуэн, руководивший в то время отделом естествознания Британского музея, вышел с предложением о выделении для коллекции отдельного помещения. Архитектором Френсисом Фоуком, а позднее Альфредом Уотерхаузом был разработан проект нового музея, выдержанный в романо-византийском стиле. Строительство музея продолжалось с 1873 до 1880 года, в 1881 году открылся Музей естествознания, который до 1963 года входил в состав Британского музея.
Для детей этот музей будет необычайно интересен, Музей естествознания – настоящий дворец, открывающий огромное количество тайн и секретов, здесь можно полюбоваться драгоценными камнями и кристаллами в оригинальных дубовых шкафах, понять с помощью модели, как устроена Солнечная система, познакомиться с жизнью животных и насекомых.
Экспозиции музея
Весь Музей естествознания разделен на четыре основных зоны, позволяющие распределить все экспонаты согласно темам.
Центральный Зал
Центральный зал, в который посетители попадают войдя с центрального входа задает общий тон всему музею. Осмотр музейной экспозиции начинается с громадной копи скелета диплодока, тут же находится гигантская Секвойя, возраст которой более 1300 лет. Украшает Центральный зал скульптура Чарльза Дарвина, расположившаяся на центральной лестнице.
Синяя зона
Вся синяя зона посвящена динозаврам, рыбам и земноводным, жителям морей и океанов. Впечатляют модели различных доисторических рептилий, некоторые их которых движутся, рычат, моргают глазами. Наибольший интерес вызывает огромная модель тираннозавра, который щелкает клыками и скребет ужасными когтями. В этой же зоне закреплена на потолке копия самого огромного на планете животного — голубого кита, длина кита составляет около тридцати метров.
Зеленая зона
Вся зеленая зона посвящена птицам, насекомым и растениям. В этой зоне находится очень красивая галерея, в которой собрано огромное количество чучел представителей мира пернатых. В коллекции находятся птицы от самых маленьких — колибри до гигантских страусов, в экспозиции музея есть и ныне вымершие экземпляры, такие как птица Додо, когда то обитавшая на острове Маврикий. Большое внимание уделено также экологическим проблемам, вопросам сохранения нашей планеты. Многочисленные дисплеи и интерактивные экспонаты помогают понять роль человека на планете, узнать больше о сохранении окружающей среды.
Красная зона
Красная зона посвящена различным геологическим процессам, демонстрируются модели приливов и отливов, землетрясений и вулканов.Зрелищные экспонаты, такие как «стимулятор землетрясения» позволят почувствовать подземные толчки и испытать незабываемые эмоции. В красной зоне расположились различные макеты, демонстрирующие представление наших далеких предков о происхождение Земли, вызовут интерес и такие экземпляры, как череп одноглазого Циклопа.
Оранжевая зона
В оранжевой зоне расположен Сад дикой природы, в котором находится выставка насекомых и растений – хищников, питающихся насекомыми. Центр Дарвина также находится в оранжевой зоне.

Великие открытия
Любителей науки и техники в лондонских музеях также ждут великолепные сокровища. В Музее науки собрано более 330 тысяч экспонатов - от мельчайших электронных приборов до самолетов в натуральную величину. Здесь можно познакомиться с историей научных открытий, осмотреть паровые двигатели, счетные машины, компьютеры разных поколений, навигационные инструменты и многое другое. Благодаря интерактивным экспозициям посетители могут участвовать в научных экспериментах. История электричества представлена в Музее Фарадея, развитие мореплавания - в Национальном Морском музее, а старинные и современные транспортные средства представляет Музей лондонского транспорта.

Музей науки

Музей науки посвящён различным разделам науки викторианской эпохи. Своим возникновением музей обязан проведению Всемирной промышленной выставки в Лондоне (1851 год), после которой осталось огромное количество интересных научно-технических экспонатов.
В 1857 году при помощи Беннета Вудкрофта, промышленника, управляющего Патентным ведомством, были организованы первые выставки, положившие начало созданию Музея науки. В эти годы здание музея было похоже на фабрику. Здесь экспонировались промышленные объекты, оставшиеся после Всемирной выставки и предметы из Королевского общества искусств. Также появлялись экспозиции, иллюстрирующие развитие науки: стройматериалы, товары лёгкой промышленности.
Вудкрофт же занялся отдельным залом, отведённым под выставку машин. Так в музее появились такие антикварные редкости, как паровая машина, локомотив «Ракета Стефенсона», первый паровоз «Пыхтящий Билли» (1814 год), морской паровой двигатель, первый реактивный двигатель, реконструкция ДНК Крика и Ватсона, некоторые виды первых паровых двигателей, разностная машина математика Бэббиджа и многое, многое другое. Эта коллекция дала начало многим другим, в частности, очень любопытной экспозиции моделей морских двигателей и кораблей.
Довольно быстро количество экспонатов увеличилось настолько, что коллекции музея «переехали» в другое здание, но только в 1876 в Музее науки была проведена специальная всемирная выставка научных изобретений.

Copyright © 2017
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна